Учебная работа № 71840. «Право и теология
Тип работы: Контрольная работа, реферат (теория)
Предмет: Философия права
Страниц: 21
Год написания: 2015
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основы возникновения права с точки зрения теологической теории 5
2. Теологические взгляды в средневековой Европе о праве 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Стоимость данной учебной работы: 350 руб.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
Следующее,
гораздо более точное, определение схоластики идет от этимологии слова:
схоластика есть школьная наука,Схоластическое же мышление понимается в таком
случае, по меткому замечанию о,Шеню, как своеобразный – обладающий
собственными определенными и установленными для всех законами, приемами,
методами мастерства – род ремесла (ars), аналогичный ремеслу, например,
столярному или художественному,Отсюда целый ряд присущих схоластике как стилю
мышления свойств: обучаемость (университетская корпорация в таком случае
аналогична ремесленному цеху или художественной мастерской); наличие
инструментария (книги, аналогичные топорам или кистям); однообразие – по
крайней мере, с точки зрения человека Нового времени –выводов (истины могут
по-разному интерпретироваться и достигаться, но они одни и те же для всех, так
же как едины для всех образцовые каноны красоты, так же как, скажем, столы,
которые могут различаться формой и стилем исполнения, но все равно все состоят
из плоскости, установленной на соответствующей опоре); принципиальная
открытость структуры мысли (аналогичная столь же принципиально открытой
архитектонике готических соборов, контрастирующей с “театральной” архитектурой
Ренессанса и Нового времени вплоть до конструктивизма) ; энциклопедичность (для
правильного мышления мир оказывается всецело познаваемым, причем результатом
этого познания является единое и непротиворечивое здание “христианской
мудрости”, чьим аналогом опять-таки будет готический собор как синтез искусств:
архитектуры, скульптуры, живописи, театра и т.д.),Основным же принципом, на
котором базируется схоластическое мышление, является жесткое и нерушимое
соответствие друг другу составляющих единиц бытия: мысли и речи, – т.е,вещи
(res), или, точнее, ее умопостигаемой формы, понятия (conceptum) об этой вещи и
слова (verbum), выражающего это понятие, а также связей, следований между ними
– онтологических (порядок вещей), логических (ход мысли) и грамматических
(чередование способов высказывания),Таким образом, в идеале образуемые в уме
схоласта понятийные схемы и построение его речи должны иметь полную корреляцию
с метафизической структурой самой действительности,
И наконец,
третья – и самая для нас сейчас важная – трактовка схоластики состоит в
рассмотрении ее в качестве попытки рационального осмысления (и оправдания)
христианской веры, как результата, к которому стремится и которого достигает
“вера, ищущая разумения” (fides quaerens intellectum),И весьма характерно, что
указанное настроение мысли было близко не только Августину или Ансельму
Кентерберийскому, но и таким мыслителям мистического склада, как Ришар Сен-Викторский
(1123 – 1173), который, не отказываясь от попытки понять столько, сколько
вообще доступно человеческому разуму, намеревался в трактате “О Троице” (“De
Trinitate”) показать не только возможные, но и необходимые основания (rationes
necessariae) христианской веры – веры в существование Бога, в Его единство и
троичность, вечность и всемогущество,Разум (умопостигаемый мир), которым Бог
наделил человека и в котором тот видит свое богоподобие, рассматривается в
рамках данного подхода фактически как своеобразный источник Откровения о высшей
реальности, источник, существующий наряду с двумя другими: Св,Писанием (а
также преданием св,отцов) и природой (миром чувственным),
III
Очевидно, что
одним из определяющих аспектов эволюции средневековой мысли явилась постепенная
смена приоритетов: Разум (божественный и человеческий) в результате уступил
свое главенствующее положение Воле (опять-таки как в отношении природы Бога,
так и в отношении природы человека); “рационалистическая” система зрелого
Средневековья сменилась характерной для поздней его стадии, – а в дальнейшем и
для нововременной культуры Протестантизма, – “волюнтаристской”, в рамках
которой вопрос о соотношении истин разума и истин веры отпал сам собой,Однако,
пока этого не произошло, пока волевой порыв не смел создававшиеся с таким
трудом метафизические конструкции, указанная проблема в принципе не могла выйти
из поля зрения схоластов, большинство из которых, по-видимому, всецело
разделяло мнение Гуго Сен-Викторского (ок,1096 – 1141) о том, что мир в его
нынешнем состоянии устроен так, что человек не может постигнуть Бога всецело,
но и не может быть в совершенном неведении о Нем: если бы Бог предстал познанию
во всем своем совершенстве (Deus manifestus), то вера бы не имела заслуги, а
неверие не было бы возможно; но если бы Он был совершенно сокрытым (Deus
absconditus), то вера, оставшись без поддержки знания, отчаялась бы и иссохла,
а неверие нашло бы для себя оправдание в таком полном неведении (“О таинствах
христианской веры”: “De sacramentis christianae fidei”)»