.
К IV—III тысячелетиям до н. э. относится возникновение древнейшего рабовладельческого государства в Египте, утвердившегося как централизованная бюрократическая Монархия во главе с фараоном.
В политической идеологии рабовладельцев господствовали взгляды о необходимости общественно-политического неравенства, о превосходстве «высших» над «низшими», о «подлости» чужеземцев, которые были, главным источником рабов. Всякие проявления классового протеста осуждались как посягательства на извечные законы мироздания. Теория божественного происхождения государства выражалась в культе фараона. Мифология изображала фараона как земного бога, родившегося от союза бога солнца и смертной женщины. В древнеегипетском документе бог говорит царю Рамзесу II: «Я твой отец… Я дал тебе божественное назначение, чтобы ты мог править…». Свидетельством мощи фараона должны были служить огромные гробницы—пирамиды, которые внушали народным массам идею страха и преклонения перед могуществом и величием фараона и строительство которых стоило жизни сотням тысяч рабов.
В то же время идеологи рабовладельческой знати говорили о необходимости внимания фараона к их нуждам. Они рассматривали деятельность чиновников как благородное занятие в отличие от «недостойного» труда простых людей.
Рабовладельческая идеология, отражавшая классовую борьбу рабовладельцев с рабами и разоряющимися общинниками, находит выражение в различных источниках, в том числе в литературно-политических трактатах, так называемых поучениях.
В «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (около 2100 г. до н. э.) отражен рост внутренних противоречий, усиление и обострение классовой борьбы, которая выливалась в выступления угнетенных против рабовладельцев. Обостряется борьба и между отдельными группами рабовладельцев. В трактате изложены советы, как управлять в это трудное для властвующих время. Царь предлагает возвышать вельмож, видя в них опору государства, и рекомендует приближать не только знатных; но и незнатных богачей, чтобы сплотить все силы эксплуататоров против рабов и неимущих свободных. Верхушка рабовладельцев пытается посеять ненависть к другим народам. «Подл азиат», «больше, чем отвращение, — говорится в «Поучении», — азиат для Египта».
Выражая точку зрения господствующего класса, автор заявляет, что бедняки, неимущие— враги царской власти. Он призывает к террору против бедняков и рабов. «Подавляй толпу,— советует царь,—уничтожь пламя, которое исходит от нее». автор «Поучения» рассматривает бедняков как врагов царя:
«…не поддерживай [человека, который;) враждебен, будучи бедняком… он — враг». Классовый характер идеологии «Поучения» обнаруживается и при рассуждении о правовом неравенстве бедняка, которому бесполезно искать защиту у судей. «Судьи юга судят бедняка, — говорит автор. — Знай, что они немилостивы в тот день, когда они судят нищего». В «Поучении» содержится и такая трактовка государственной власти, согласно которой царь является пастырем народа, защитником слабых.
однако рабы и неимущие свободные не были склонны думать так, как их угнетатели. Они сжигали царские дворцы и рабовладельческие хозяйства, поднимали восстания с целью уничтожить ненавистный политический режим. Они все больше убеждались в несправедливости социально-политического неравенства. Отражением такого убеждения были политические идеи, отвергающие взгляды о божественной природе государства и власти царя.
Это нашло проявление, например, в мощном восстании угнетенных свободных и рабов (XVIII в. до н. э.), описание которого содержится в литературно-политическом памятнике «Речение Ипусера». Угнетенные массы захватили имущество рабовладельцев, ликвидировали старую администрацию, старую судебную систему, уничтожили документы, фиксировавшие привилегии и богатства богачей. Ипусер сообщает, что восставшие «прогнали царя». Это говорит о преодолении в ходе классовой борьбы представления о божественной власти фараона. С ужасом Ипусер отмечает, что люди теряют веру в богов. «Царь захвачен бедными людьми… было приступлено к лишению страны царской власти». Весь строй, по мнению Ипусера, перевернулся подобно «гончарному кругу». Сокрушаясь об утраченных правах рабовладельческой знати, Ипусер говорит, что «тот, который не имел (даже) временных рабов, стал (теперь) собственником наследственных’ рабов».
Восстание, нарушив весь старый уклад жизни и представления людей, нанеся, в частности, удар по представлению о божественном ^характере власти фараона, посеяло множество сомнений в правильности и незыблемости установленных традиции и догматов. Так, в «Беседе разочарованного со своим духом», относящейся к концу Среднего царства, высказывается сомнение в существовании загробного мира, т. е. оспаривает.ся догмат, опираясь на который угнетатели призывали угнетенных к покорности и смирению. Берется под сомнение и вся система религиозных представлений Дух не верит, что совершение заупокойных обрядов может принести потустороннее блаженство, ибо, считает он, участь богачей, построивших гробницы, после смерти одинакова с участью бедняков. И он говорит человеку, что нужно устраивать жизнь не на небесах, а на земле
«Беседа» содержала протест против насилия. автор ее писал, что повсюду «грабят», брат отнимает имущество брата, «насилие вселилось во всех людей». Разочарование в религии было выражением недоверия к той идеологии, которая объявляла «законным» и «справедливым» рабовладельческий порядок.
Нетрудно понять значение этих сомнений, протеста против существующей государственной власти, если принять во внимание деспотический режим царского Египта.
Глухой протест угнетенных против ига эксплуататоров приобретает все большее звучание в трудовых песнях, слагавшихся народом.