Учебная работа № 74586. «Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
Тип работы: Диплом
Предмет: Гражданское право
Страниц: 80
Год написания: 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.Понятие гражданско-правовой ответственности 7
1.1.Понятие, признаки и функции гражданско-правовой ответственности 7
1.2.Виды и основания гражданско-правовой ответственности 25
Глава 2.ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ 29
2.1.Понятие и признаки источника повышенной опасности 29
2.2.Виды источников повышенной опасности 32
Глава 3.Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности 42
3.1.Основания возникновения ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности 42
3.2.Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности жизни и здоровью, а также имуществу потерпевшего 44
3.3.Понятие и виды владельцев источника повышенной опасности 48
3.4.Порядок возмещения вреда 50
3.5.Основания освобождения от ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности 61
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Стоимость данной учебной работы: 3500 руб.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
Дипломная работа состоит из введения, двух
глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава
1,Понятие источника повышенной опасности
1.1
История развития института источника повышенной опасности
Деятельность, создающую повышенную опасность для окружающих,
в законодательстве и литературе называют «источником повышенной
опасности»,Данное понятие появилось в результате первой советской
кодификации гражданского законодательства,Несмотря на то, что рассматриваемая
правовая категория практически не существует в зарубежном праве, отдельные
признаки деликта, урегулированного в настоящее время нормами ст,1079 ГК,
появились в цивилистике уже достаточно давно.
Известно, что попытки разрешения проблем, связанных с
причинением вреда в результате создания «повышенной опасности»,
обусловлены началом бурного развития научно-технического прогресса во второй
половине XIX века,Эти процессы, наряду с другими
факторами, обусловили тенденцию девальвации вины в гражданском праве как
условия ответственности.[1] Повышенная
ответственность за причинение вреда владельцами «опасных предприятий»
(прежде всего железнодорожных) была предусмотрена уже в Австрийском законе от 5
марта 1869 г., Германском законе от 7 июня 1871 г., Швейцарском законе от 1 июля 1875 г,и др.[2]
«Идея повышения опасностей», как некоторое «этическое
оправдание для привлечения к ответственности того, кто оказался лишь случайной
и невольной причиной вреда»,[3] была предложена немецким
юристом М,Рюмелином: тот, кто своей деятельностью повышает опасности для
окружающих свыше обычного уровня, должен нести на себе и ответственность за это
повышение.[4] Для обоснования
возложения подобной ответственности использовалась также «идея риска»,
выдвинутая французской юриспруденцией: всякий, кто действует, должен нести на
себе риск за все случайные последствия своей деятельности.[5]
В конце 19 века в истории развития ответственности «за вину»
и ответственности без вины наступил новый этап.
Начало этого периода совпало с началом промышленной
революции, давшей мощный толчок развитию производительных сил, в том числе
источников повышенной опасности, приведшей к углублению общественного
разделения труда, усилению взаимосвязей между различными участниками
гражданского оборота, возникновению монополий.
Усиление начала ответственности независимо от вины до
непреодолимой силы выразилось в постепенном появлении в нормативных актах новых
видов ответственности собственников или пользователей за вред, причиненный
принадлежащими им вещами, в частности, дикими животными, разрушающимися
строениями и т.п.[6]
Однако определяющей тенденцией развития гражднско-правовой
ответственности в странах Запада является отказ от принципа вины как одного из
основных условий ответственности,Это связано, прежде всего, с использованием
на производстве, в быту новых машин, товаров, технологических процессов,
которые неподконтрольны человеку и поэтому могут причинить ущерб и при
отсутствии вины в поведении их владельца.
В законодательстве Российской Империи исследуемый нами
специальный деликт появляется в конце XIX века,Нормы — прототипы соответствующих конструкций советских кодексов,
содержащие признаки ответственности за причинение вреда повышенно опасной
деятельностью (предметами), можно заметить в ст,683 Свода законов гражданских,
ст,92 Общего устава российских железных дорог, приложениях к ст,1564-15624
Устава о промышленности и др.
В соответствии со ст,683 Свода законов гражданских (в ред.
Закона от 4 июня 1912г.) владельцы железнодорожных и пароходных предприятий
отвечали за вред, причиненный жизни или здоровью граждан, если не доказывали,
что несчастье произошло: а) не по вине управления предприятием и его агентов
или б) вследствие воздействия непреодолимой силы.
Ст,688 Свода законов гражданских предусматривала возложение
ответственности за причинение вреда на держателей «диких и других опасных
животных»; однако согласно этой статье (в отличие, например, от § 833 Германского
гражданского уложения) владелец дикого животного отвечал на началах вины.
В книге пятой проекта Гражданского уложения, представленной в
Государственную думу в 1913 г., возложение повышенной ответственности
предусматривалось ст»