Учебная работа № 71812. «Учение о естественном праве Цицерона
Тип работы: Контрольная работа, реферат (теория)
Предмет: Философия права
Страниц: 16
Год написания: 2016
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Становление идеи о естественном праве в трудах Цицерона 5
2. Эволюция понятия «естественное право» в трудах Цицерона 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Стоимость данной учебной работы: 350 руб.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
достоинства и недостатки,В случае, если бы предстоял выбор среди них,
предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия.
«Благоволением своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари, мудростью —
оптиматы, свободой — народы»,Перечисленные достоинства разных форм правления,
по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и
единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства,В
простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и
обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями
населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные»
формы.
Основной порок
простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они
неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на
«обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью,Царская власть, чреватая
произволом единовластного правителя, легко вырождается тиранию, а власть
оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в
господство клики богатых и знатных,Хотя такая власть и продолжает ошибочно
именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, «нет более
уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются
наилучшими»,Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит
к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической
власти.
Эти уродливые
виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики)
уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких
случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и
достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.
Предотвратить
подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в
условиях наилучшего (т,е,смешанного) вида государственного устройства,
образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм
правления,«Ибо, — подчеркивал он, — желательно, чтобы в государстве было нечто
выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена
авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и
воле народа»,В качестве важнейших достоинств такого государственного строя
Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.
Как путь к
смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием) трактовал эволюцию
римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской
республике,При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов
(и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в полномочиях сената, народной
власти — в полномочиях народных собраний и народных трибунов,В этой связи
Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью «предков», создавших такую
разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться их политических
заветов,Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной
государственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивал
необходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий — с тем,
чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета
первенствующих людей и достаточно свободы у народа».
Свою концепцию
наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов
идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при
этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее
существования («при предках»),Платоновское же государство — это, скорее, не
реальность, а лишь желание, оно «не такое, какое могло бы существовать, а
такое, в каком было бы возможно усмотреть разумные основы гражданственности».
В своем
творчестве и в своей практической политической деятельности (в качестве
квестора, сенатора, эдила, претора и консула) Цицерон последовательно выступал
за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и
против режима личной военной диктатуры.
Смысл
«срединного» характера политической позиции Цицерона состоял в том, что он,
отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений,
выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских
граждан в рамках «общего правопорядка»»