Учебная работа № 74017. «Источники повышенной опасности
Тип работы: Диплом
Предмет: Гражданское право
Страниц: 89
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика обязательств вследствие причинения вреда 8
1.1 Понятие обязательств вследствие причинения вреда 8
1.2 Условия возникновения обязательств вследствие причинения вреда 16
Глава 2. Понятие и условия наступления ответственности за вред, причинённой деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих 25
2.1 Понятие источника повышенной опасности и его виды 25
2.2 Условия наступления ответственности за вред, причинённый источником повышенной опасности 34
Глава 3. Условия освобождения от ответственности за вред, причинённый источником повышенной опасности 43
3.1 Причинение вреда источником повышенной опасности по неосторожности 43
3.2 Умышленное причинение вреда источников повышенной опасности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Стоимость данной учебной работы: 3500 руб.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава
1,Понятие источника повышенной опасности
1.1
История развития института источника повышенной опасности
Деятельность, создающую повышенную опасность для окружающих,
в законодательстве и литературе называют «источником повышенной
опасности»,Данное понятие появилось в результате первой советской
кодификации гражданского законодательства,Несмотря на то, что рассматриваемая
правовая категория практически не существует в зарубежном праве, отдельные
признаки деликта, урегулированного в настоящее время нормами ст,1079 ГК,
появились в цивилистике уже достаточно давно.
Известно, что попытки разрешения проблем, связанных с
причинением вреда в результате создания «повышенной опасности»,
обусловлены началом бурного развития научно-технического прогресса во второй
половине XIX века,Эти процессы, наряду с другими
факторами, обусловили тенденцию девальвации вины в гражданском праве как
условия ответственности.[1] Повышенная
ответственность за причинение вреда владельцами «опасных предприятий»
(прежде всего железнодорожных) была предусмотрена уже в Австрийском законе от 5
марта 1869 г., Германском законе от 7 июня 1871 г., Швейцарском законе от 1 июля 1875 г,и др.[2]
«Идея повышения опасностей», как некоторое «этическое
оправдание для привлечения к ответственности того, кто оказался лишь случайной
и невольной причиной вреда»,[3] была предложена немецким
юристом М,Рюмелином: тот, кто своей деятельностью повышает опасности для
окружающих свыше обычного уровня, должен нести на себе и ответственность за это
повышение.[4] Для обоснования
возложения подобной ответственности использовалась также «идея риска»,
выдвинутая французской юриспруденцией: всякий, кто действует, должен нести на
себе риск за все случайные последствия своей деятельности.[5]
В конце 19 века в истории развития ответственности «за вину»
и ответственности без вины наступил новый этап.
Начало этого периода совпало с началом промышленной
революции, давшей мощный толчок развитию производительных сил, в том числе
источников повышенной опасности, приведшей к углублению общественного
разделения труда, усилению взаимосвязей между различными участниками
гражданского оборота, возникновению монополий.
Усиление начала ответственности независимо от вины до
непреодолимой силы выразилось в постепенном появлении в нормативных актах новых
видов ответственности собственников или пользователей за вред, причиненный
принадлежащими им вещами, в частности, дикими животными, разрушающимися
строениями и т.п.[6]
Однако определяющей тенденцией развития гражднско-правовой
ответственности в странах Запада является отказ от принципа вины как одного из
основных условий ответственности,Это связано, прежде всего, с использованием
на производстве, в быту новых машин, товаров, технологических процессов,
которые неподконтрольны человеку и поэтому могут причинить ущерб и при
отсутствии вины в поведении их владельца.
В законодательстве Российской Империи исследуемый нами
специальный деликт появляется в конце XIX века,Нормы — прототипы соответствующих конструкций советских кодексов,
содержащие признаки ответственности за причинение вреда повышенно опасной
деятельностью (предметами), можно заметить в ст,683 Свода законов гражданских,
ст,92 Общего устава российских железных дорог, приложениях к ст,1564-15624
Устава о промышленности и др.
В соответствии со ст,683 Свода законов гражданских (в ред.
Закона от 4 июня 1912г.) владельцы железнодорожных и пароходных предприятий
отвечали за вред, причиненный жизни или здоровью граждан, если не доказывали,
что несчастье произошло: а) не по вине управления предприятием и его агентов
или б) вследствие воздействия непреодолимой силы.
Ст,688 Свода законов гражданских предусматривала возложение
ответственности за причинение вреда на держателей «диких и других опасных
животных»; однако согласно этой статье (в отличие, например, от § 833 Германского
гражданского уложения) владелец дикого животного отвечал на началах вины.
В книге пятой проекта Гражданского уложения, представленной в
Государственную думу в 1913 г., возложение повышенной ответственности
предусматривалось ст»