Качанов Роман Евгеньевич
Вступивший в силу 4 года назад новый Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ вполне заслужено продолжает принимать в свой адрес множество нареканий, в силу его во многом пробельности и ущербности. едва ли не каждый судебный процесс не обходится без выявления новых проблем, которые связаны либо с дефектностью норм самого ГПК РФ, либо с его неправильным толкованием, которое, естественно, также связано с ущербностью изложения в нем нормативного материала.
Это приводит к тому, что граждане и организации – участники гражданского судопроизводства – вынуждены либо оспаривать положения ГПК РФ в Конституционном суде РФ, либо обращаться в Европейский суд по правам человека по причине противоречия норм ГПК РФ Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ее истолковании данным судом. Достаточно сказать, что после принятия нового ГПК РФ уже было вынесено несколько решений по существу Европейским судом, в которых констатировалось нарушение права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Европейской Конвенции), в связи с отменами вступивших в силу и окончательных судебных решений по надзорным представлениям прокуроров (см., например, дело Petrov v. Russia от 21 декабря 2006 г.). проблема с Европейским судом по правам человека заключается только в том, что этот международный суд не обладает правом нормоконтроля, т.е. не может признавать противоречащие Европейской Конвенции нормы национального законодательства недействующими и не подлежащими применению национальными органами государств-членов Совета Европы.
Не менее часто участники гражданского судопроизводства обращаются в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод примененными в их деле положениями ГПК РФ.
В абсолютном большинстве случаев Конституционный Суд РФ своими определениями просто отказывает в принятии обращений с требованиями о проверке конституционности норм ГПК РФ. однако даже такие определения не всегда являются бесполезными. В некоторых их них Конституционный Суд РФ разъясняет положения ГПК РФ; причем, как неоднократно указывал сам Конституционный Суд, выявленный им конституционно-правовой смысл нормативного акта является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. определения, в которых Конституционный Суд хотя и отказывает в рассмотрении обращения по существу, но при этом истолковывает оспариваемые нормы в пользу заявителя и, соответственно, в пользу всех тех лиц, которые находятся в орбите их действия, называют определениями «с положительным содержанием».
Одно из таких определений – Определение N 363-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кружихиной Екатерины Вячеславовны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 228, 230 и 232 гражданского процессуального кодекса РФ – датировано 18 июля 2006 года. К слову сказать, этим же числом датированы еще 87 определений Конституционного суда РФ; итого – 88 (?!).
Поистине, это рекорд! Во всяком случае, автор настоящей статьи еще никогда не сталкивался с таким количеством решений федерального судебного органа конституционного контроля, вынесенных в один день. Если посчитать, сколько времени судьи Конституционного суда потратили на рассмотрение одной жалобы, то мы будем несколько обескуражены – чуть больше 5 минут (количество рабочих часов – 8, что составляет 480 секунд, делим на 88 определений). естественно, с таким темпом «конституционного судопроизводства» не может быть и речи о качественном, скрупулезном рассмотрении каждой жалобы, т.к. пяти минут может быть достаточно только для самого краткого доклада о сути обращения, сути предлагаемого определения и механического поднятия рук – «одобрямс»…. Очевидно, что это не тот случай, когда количество перерастает в качество.
Практика показывает, что решение вопроса о вынесении Конституционным судом «отказного» определения с «положительным содержанием» во многом «отдано на откуп» сотрудникам Секретариата – все зависит от их доклада (заключения) и проекта составленного ими же определения. таким образом, судьба не только заявителя, но и миллионов других граждан и организаций, находящихся в орбите действия оспариваемого нормативного акта, по сути, зависит от профессионализма, честности и ответственности одного или нескольких сотрудников Секретариата Конституционного суда РФ. И то, что иногда встречаются более или менее «приличные» определения, поистине, можно считать случайностью!
Итак, гражданка Кружихина Е.В. вполне обосновано жаловалась в Конституционный Суд РФ на то, что оспариваемые ею статья 228 ГПК РФ, как не устанавливающая обязательность составления протокола в заседании суда кассационной инстанции, часть третья статьи 230 ГПК РФ — поскольку составленные в соответствии с ее правилами протоколы не отражают реальный ход судебного заседания, и статья 232 ГПК РФ — как не требующая рассмотрения замечаний на протокол в судебном заседании, с уведомлением заинтересованных лиц о времени, месте и результатах такого рассмотрения, нарушают ее права, гарантированные статьями 46 и 123 Конституции российской Федерации, статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В Определении N 363-О Конституционный Суд РФ указал, что из сформулированных им же ранее правовых позиций применительно к уголовному судопроизводству, которые в силу универсальности конституционного права на судебную защиту могут быть распространены и на гражданское судопроизводство, следует, что пересмотр принятых судами решений, определений и постановлений может признаваться компетентным, справедливым и эффективным средством защиты прав и законных интересов личности лишь при условии предоставления заинтересованным участникам судопроизводства реальной возможности привести свои возражения и доводы против принятого решения и позиции противоположной стороны, основываясь на обстоятельствах, зафиксированных как в самом этом решении, так и в иных значимых для его принятия материалах дела (Постановление от 14 февраля 2000 года N 2-П по делу о проверке конституционности положений частей третьей, четвертой и пятой статьи 377 УПК РСФСР; определения от 18 декабря 2003 года N 429-О по жалобе граждан Б.А. Березовского, Ю.А. Дубова и А.Ш. Патаркацишвили на нарушение их конституционных прав положениями статей 47, 53, 162 и 195 УПК Российской Федерации и от 4 ноября 2004 года N 430-О по жалобе гражданки О.В. Старовойтовой на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части второй статьи 42, частью восьмой статьи 162 и частью второй статьи 198 УПК Российской Федерации).
следовательно, при оспаривании лицами, участвующими в деле, кассационного определения, принятого по результатам рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, им должна обеспечиваться возможность сослаться на конкретные обстоятельства, которые повлияли или могли повлиять на законность и обоснованность этого решения. поэтому такого рода обстоятельства — в том числе касающиеся заявления отводов судьям и другим участникам судебного заседания, их удовлетворения или отклонения, представления сторонами дополнительных материалов, заявления ходатайств об исследовании доказательств и принятия по ним решений, допросе дополнительных свидетелей, назначении экспертизы и получении заключения по ней, обращения за помощью к специалисту — должны получать отражение в материалах гражданского дела, что возможно как путем указания на них непосредственно в кассационном определении, так и путем их фиксации в протоколе судебного заседания, поскольку судебное заседание в суде кассационной инстанции проводится по правилам, установленным для проведения заседания в суде первой инстанции (статья 350 ГПК российской Федерации).
При этом, как подчеркнул Конституционный Суд РФ отсутствие в статье 228 ГПК РФ прямого указания на необходимость протоколирования заседания суда кассационной инстанции не препятствует принятию соответствующим судом решения о необходимости ведения такого протокола, что вытекает из части третьей статьи 358 ГПК Российской Федерации, предписывающей суду кассационной инстанции исследовать доказательства в порядке, установленном для суда первой инстанции. Одним же из обязательных элементов этого порядка в соответствии со статьей 228 ГПК российской Федерации является ведение протокола судебного заседания, в котором подлежат отражению все процессуальные действия, совершаемые судом и лицами, участвующими в деле.
таким образом, как указал Конституционный Суд РФ, оспариваемые заявительницей нормы гражданского процессуального закона сами по себе не исключают необходимость отражения имеющих судом кассационной инстанции кассационного определения как действий участников судебного заседания, так и действий и решений суда в самом кассационном определении или в протоколе судебного заседания.
Относительно доводов заявительницы о том, что статья 232 ГПК РФ не требуют рассмотрения замечаний на протокол в судебном заседании, с уведомлением заинтересованных лиц о времени, месте и результатах такого рассмотрения, Конституционный Суд не стал идти так далеко, как в первом случае. По этому вопросу он только указал, что, поскольку цель принесения замечаний на протокол судебного заседания и их рассмотрения — восполнение неполноты и исправление неточностей, а лица, принесшие замечания, должны сформулировать свое отношение к протоколу именно в письменном виде, проведение устного разбирательства и рассмотрение замечаний на протокол в судебном заседании не представляются необходимыми. Конституционно значимым в данном случае является то, что Суд обязан рассмотреть замечания, а также то, что при их отклонении заявителю предоставляется возможность изложить свое отношение к содержащимся в протоколе сведениям в кассационной жалобе. Тем самым не преграждается доступ к правосудию, гарантированный статьей 46 (часть 1) Конституции РФ, не нарушаются предусмотренные статьей 123 Конституции РФ принципы открытого судебного разбирательства на основе равноправия и состязательности сторон, а также не затрагивается Право на справедливое судебное разбирательство в соответствии со статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В заключение уместно заметить, что при рассмотрении в суде дел, связанных с привлечением к административной ответственности, другой российской кодифицированный акт – Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает даже ведение протокола судебного заседания не только во второй, но в первой инстанции. В этой связи, очень часто граждане сталкиваются с тем, что судьи ведут себя, мягко говоря, не подобающим образом: повышают голос, немотивированно отклоняют все ходатайства, в том числе, о вызове и допросе свидетелей, специалистов, проведения экспертизы и т.п…. Бороться с таким судейскими злоупотреблениями очень сложно.
В этой связи, можно дать совет участникам административно-деликтного судопроизводства требовать у суда, ссылаясь в порядке процессуальной аналогии на рассмотренное Определение Конституционного суда РФ N 363-О от 18 июля 2006 года, ведения протокола судебного заседания, как в первой, так и во второй инстанции. А лучше, конечно, добиваться правды по этому и многим другим антиконституционным вопросам, имеющим место в КоАП РФ, в Конституционном суде РФ.