МЕХАНИЗМ государства
Понятие государственного аппарата
рассматривается в широком
смысле
этого слова или в узком смысле
. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства
, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат.
Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.
В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.
Для органов государства характерны следующие признаки,которые позволяют отличать их от других органов
:
1) правовая основа деятельности
, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;
2) наличие властных полномочий
, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;
3) действуют от имени государства
;
4) издание обязательных для исполнения актов
(нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;
Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.
На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.
Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций — экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему,т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе".
Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Виды государственных органов
различаются по разным классификационным основаниям. В россии, в зависимости от порядка образования, государственные органы подразделяются на выборные
(представительные органы — Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые
(Правительство, министры). кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе выборными, органами — производные
. например, Счетная палата, создаваемая на паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.
Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются на законодательные
(правотворческие), исполнительные
(управленческие) и судебные
(правоохранительные).
В зависимости от территориального объема деятель и объема полномочий государственные органы делятся на высшие, центральные и местные
. К высшим в россии относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др. К центральным — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, а к местным — главы местной администрации.
В зависимости от внутренней организации и порядка решения вопросов выделяют государственные органы, действующие на коллегиальных
(правительство) и на основе единоначалия
(прокуратура).
В федеративном государстве различаются органы, действующие в общегосударственном масштабе (федеральные
), и органы государственной власти субъектов федерации
.
К принципам
, на основе которых функционируют государственные органы, могут быть отнесены:
1) Законность;
2) приоритет прав и свобод, а также законных интересов личности;
3) разделение властей;
4) гласность.
Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Ш. Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей — устранить злоупотребления государственной властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей — законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе.
Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.
Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Система предусмотренных в ней сдержек и противовесов во многом напоминает американскую.
ЛИТЕРАТУРА
Общая теория права. Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М., 1996. Гл. 2, параграфы 1-4, с. 40-54.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 5.1, с. 40-53.
Теория государства и права. Выпуск 1. Под редакцией Венгерова А. Б. М., 1993, с 22-48.
Теория государства иправа. Выпуск 1. Под ред. проф. Манова Г. Н. М., 1995, гл. 1, параграф 1-3, с. 1-12.
Хропанюк В. И. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 11, параграфы 2-3, с. 19-22.
Куббель Л.Е. Очерки потестарной и политической этнографии. М. 1988.