Учебная работа № 75285. «Формы и способы защиты гражданских прав
Тип работы: Курсовая практика
Предмет: Гражданское право
Страниц: 31
Год написания: 2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Право граждан на судебную защиту. Судебная власть как институт судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций 5
1.1 Понятие, значение и место судебной власти в обеспечении прав и законных интересов граждан и организаций 5
1.2 Судебная система как механизм, непосредственно обеспечивающий судебную защиту прав и законных интересов граждан и организаций 9
2. Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций 15
2.1 Основные формы защиты прав и законных интересов в Российской Федерации 15
2.2 Правовые основы судебной защиты прав и законных интересов граждан 20
2.3 Иск как средство судебной защиты гражданских прав и законных интересов граждан 23
2.4 Стадии процесса судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Стоимость данной учебной работы: 630 руб.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
Данное
несоответствие законодательству международного уровня проявлялось в том, что:
во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей, либо не были
решены на законодательном уровне, либо, если и решались на этом уровне, то в
чисто традиционном плане отраслевым законодательством без учета приоритета
охраны прав потребителей; во-вторых, не все международно признанные права
потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию, право на
обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда,
причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества) и гражданско-правовые
способы защиты прав потребителей не имели надежного механизма реализации;
в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирование
ответственности производителей, предприятий торговли и обслуживания перед
потребителями в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;
в-четвертых, недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и
деятельности организованного потребительского движения, в том числе общественных
формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны интересов
граждан,Что же касается специальных государственных органов по защите прав
потребителей, то таковые вообще отсутствовали.
Первой
серьезной попыткой комплексного решения вопросов оптимизации правового
регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта
Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей».
Начало
реализации фундаментальных прав потребителя было положено с принятием Закона
СССР от 22 мая 1991 г,«О защите прав потребителей», который, однако, в
связи с распадом СССР так и не вступил в силу.
Важно
отметить, что после распада СССР союзный Закон «О защите прав потребителей»
оставался моделью для законодателя отдельных стран-членов СНГ, в частности, для
Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В
соответствие с п. 1 ст. 1 Закона «О защите прав потребителей»:
«отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом «О
защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в
соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Под иными правовыми актами РФ, согласно ст. 3 ГК РФ, понимаются Указы
Президента РФ и постановления Правительства РФ,Список всех нормативных актов
приводится в конце данной работы.
Законодательство
о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином,
имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или
использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд,
не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной
стороны, и организацией, либо индивидуальным предпринимателем, производящими
товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по
договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям
по возмездному договору, – с другой стороны.
Учитывая это,
законодательство о защите прав потребителей не применяется при разрешении
споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные
отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных
нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также
из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином-предпринимателем
товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных,
семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской
деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и
оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений,
организаций.
Если
переходить к конкретным видам сделок, то следует заметить, что отношения,
регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из
возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение
работ, оказание услуг, в частности, из договоров розничной купли-продажи (в том
числе недвижимости, энергоснабжения); аренды, включая прокат; найма жилого
помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания
услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится
данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления
нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества
многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда
(бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских
работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого
помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа
и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг,
направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд
потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов
клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от
граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных
услуг; договоров возмездного оказания услуг (связи – почтовых, телефонных,
телеграфных, медицинских и образовательных услуг, ветеринарных, гостиничных,
туристических и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение
личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности.
Кроме того, с
20 декабря 1999 года (времени опубликования Федерального закона «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
от 17 ноября 1999 года) отношения, регулируемые законодательством о защите прав
потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором
вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на
удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности,К отношениям, возникающим из
договора страхования, Закон «О защите прав потребителей» применяется в части
общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются
ГК РФ и специальным законодательством о страховании.
Не
регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие
из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров,
выполнением работ, оказанием услуг.
Отношения,
вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, данным
законодательством не регулируются (например, отношения, вытекающие из договора
безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за
хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на
хранение (ст. 924 ГК РФ),К таким отношениям, в частности, относятся
отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем
приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных
ценных бумаг.
Предметом
договора государственного займа являются деньги, которые одна сторона
(заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику),В соответствии
со ст. 817 ГК РФ по договору государственного займа заемщиком выступают
Российская Федерация, субъект РФ,Приобретая государственные облигации или иные
государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет государству (в лице
соответствующих органов) заем в виде денежных средств,Таким образом,
гражданину при этом не оказывается услуга и, соответственно, нельзя
рассматривать государство в качестве исполнителя услуг в понимании Закона «О
защите прав потребителей».
Не
регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые
отношения граждан с организациями (общественными объединениями,
жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.),
если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.
Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по
поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих
организаций) платных услуг,Не регулируются законодательством о защите прав
потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии
с законодательством возложенные на них государственно-властные или
административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие
при отправлении судом правосудия; отношения, возникающие при осуществлении
нотариусом нотариальных действий; отношения, возникающие при осуществлении
государственными органами исполнительной власти, органами местного
самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них
законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление
паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного
самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту
автомобильных дорог и др.).
1.2 Общая характеристика формы и способов защиты прав
потребителей
Как уже было
отмечено, проблема гражданско-правовых способов защиты прав потребителей,
эффективности их применения на практике для российской правовой науки не
является новой, но теоретические и практические аспекты данной проблематики в
правовой литературе освещены недостаточно полно,Способы защиты представляют
собой комплекс мер, применяемых в целях обеспечения свободной реализации
субъективных прав.
Ст. 12
ГК РФ предусматривает 12 способов защиты гражданских прав,По сравнению с
Гражданским Кодексом РСФСР 1964 г,(далее ГК РСФСР) перечень этих способов
значительно расширился, хотя новшеств всего два: впервые на законодательном
уровне закреплены самозащита гражданских прав и возмещение морального вреда.
Скорее всего, введение новых способов защиты прав граждан и детализация старых
были обусловлены переходом от массовых ценностей к индивидуалистическим,
имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека.
Принятие
Закона «О защите прав потребителей» на первый план выдвинуло необходимость в
совершенствовании гражданско-правового механизма защиты прав потребителей.
Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права.
Действовавший ГК РСФСР не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае
нарушения его прав со стороны недобросовестного продавца (изготовителя,
исполнителя),Однако в то время не существовало универсального механизма защиты
прав потребителей.
Перечень,
указанный в ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим, поскольку допускается
возможность использования и других способов при условии, что это предусмотрено
законом.
Статья 9 ФЗ
«О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» предусматривает:
«в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин,
использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или
заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин
пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также
правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите
прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.»
Таким образом, покупатель-гражданин, приобретая товары по договору розничной
купли-продажи, имеет дополнительные (по сравнению с покупателем-организацией)
возможности обеспечения и защиты своих прав и законных интересов,
предоставляемые ему законодательством о защите прав потребителей.
В настоящее
время для защиты прав потребителей в законодательстве используются пять
гражданско-правовых способов защиты – самозащита права, изменение или
прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и
возмещение морального вреда.
Каждый из
этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей,
что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных
организаций и органов местного самоуправления (далее – ОМС),Особенность
способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной
ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности»