Учебная работа № 75496. «Ликвидация юридического лица
Тип работы: Курсовая практика
Предмет: Гражданское право
Страниц: 33
Год написания: 2015
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
1.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц 5
1.2 Основания и последствия ликвидации юридического лиц 7
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 13
2.1 Принятие решения о ликвидации 13
2.2 Расчеты с кредиторами 17
2.3 Государственная регистрация прекращения юридического лица в связи с его ликвидацией 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Стоимость данной учебной работы: 630 руб.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
«Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его
учредителей(участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на
то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока,
на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно
создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического
лица в связи с допущенными при его создании нарушениями
законодательства, которые носят неустранимый характер»[1],При
добровольной ликвидации инициаторами прекращения того или иного
субъекта хозяйствования выступают его учредители(участники),Поэтому
считаю не вполне логичным, обоснованным включение в список оснований
для подобной ликвидации признание судом недействительной регистрации
юридического лица,Решение о прекращении юридического лица по этому
основанию носит вынужденный характер, следовательно, можно выделить
третий вид ликвидации – вынужденную ликвидацию.
Принудительная
ликвидация допускается по решению суда или иных органов, в случаях
предусмотренных законодательными актами,В соответствии с ГК РБ (пп.2 п.2
ст.57), суд может принять решение о ликвидации юридического лица в
случаях:
— непринятия
решения о ликвидации при истечении срока, на который создано
юридическое лицо, при достижении цели, ради которой оно создано;
— осуществления
деятельности без надлежащего разрешения(лицензии), либо деятельности,
запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми
нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении
деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, или
признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи
с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в
иных случаях, предусмотренных законодательством[1].
Часть 2
подпункта 3 статьи 57 ГК, таким образом, содержит одновременно несколько
оснований для ликвидации юридического лица, из которых наиболее
сложными для практического применения являются осуществление
деятельности без лицензии и осуществление деятельности с неоднократными
или грубыми нарушениями законодательства,Проблема состоит в том,
является ли аннулирование лицензии юридического лица на осуществление
определенной деятельности(к примеру, производство взрывчатых веществ,
лекарственных препаратов и так далее) основанием для его ликвидации,
есть ли основания для ликвидации в случае, когда юридическое лицо
осуществляет несколько видов деятельности и лицензия на один из них
аннулирована, как поступить суду в ситуации, когда юридическое лицо в
своей деятельности допускает неоднократные или грубые нарушения закона,
иных нормативно-правовых актов, однако является единственным торговым
предприятием в населенном пункте и его ликвидация может вызвать
негативные последствия для проживающих там граждан,Законодательством
эти вопросы не урегулированы, их разрешение – это вопрос судебной
практики.
Положением о
государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)
субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.03.1999
№11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации
(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» в редакции Декрета
Президента РБ от 16.11.2000 №22, дополнен перечень оснований ликвидации
юридического лица, указанный в ГК, применительно к коммерческим
организациям,Согласно пункту 41.2 Положения, коммерческая организация
может быть ликвидирована по решению хозяйственного суда, помимо
оснований, предусмотренных ГК, по следующим основаниям:
—
сокрытие(занижение) прибыли(доходов) и других объектов налогообложения в
течение 12 месяцев подряд.
Под сокрытием
следует понимать умышленное или неумышленное уменьшение прибыли(дохода)
или иного объекта налогообложения в результате неправильного отражения
в расчетах, бухгалтерском учете, отчетности, балансе: затрат, относимых на
себестоимость продукции(работ, услуг) и издержки обращения; полученной
выручки и валовых доходов как по основной деятельности, так и по
мероприятиям, по которым доходы облагаются налогом на доходы; стоимости
и объемов иных объектов налогообложения, а также в результате других
нарушений в ведении бухгалтерского учета,Заниженная сумма прибыли,
рассчитываемая для исчисления налога на прибыль, только из-за завышения
льгот по расчетам рассматривается как сокрытие, занижение иного объекта
налогообложения.
— наличие убытков
по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой
организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного
кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года
регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения
убытков;
— наличие задолженности
по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и
внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования
задолженности коммерческой организации, за исключением
сельскохозяйственного производственного кооператива;
— уменьшение
стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам
второго и каждого последующего финансового года ниже установленного
законодательством минимального размера уставного фонда[10].
Постановление
Совета Министров от 22.11.1999 №1825 «О нормативном регулировании
понятия «чистые активы» указывает, что чистые активы – это величина,
определяемая путем вычитания из суммы активов юридического лица,
принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
Активы,
принимаемые к расчету, — это денежное или неденежное имущество
юридического лица, в состав которого включаются по балансовой стоимости:
основные средства; нематериальные активы; незавершенное строительство;
долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, за исключением
балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров; запасы;
дебиторская задолженность, за исключением задолженности
участников(учредителей) по их взносам в уставный фонд(капитал); прочие
активы.
Пассивы,
принимаемые к расчету, — это обязательства юридического лица, в состав
которых включаются: целевые финансирование и поступления; заемные
средства; кредиторская задолженность; расчеты по дивидентам; доходы
будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей; прочие
пассивы[12].
Вынести
решение о ликвидации вправе соответствующий регистрирующий орган в
случаях:
— нарушения
сроков регистрации акций, установленных законодательством.
Так, пункт 26
Положения о порядке эмиссии, регистрации и размещения ценных бумаг на
территории Республики Беларусь, утвержденного Постановлением
Государственного комитета по ценным бумагам от 27.06.2000 №12-П,
предусматривает, что вновь созданное акционерное общество должно
представить документы, необходимые для регистрации акций в
Государственный комитет по ценным бумагам в течение одного месяца с
момента государственной регистрации, а совместное предприятие и
акционерное общество, зарегистрированные в свободной экономической зоне,-
в течение одного месяца со дня получения свидетельства о полном
формировании уставного фонда,При увеличении уставного фонда путем
дополнительного выпуска акций документы для их регистрации
представляются в указанный комитет в течение одного месяца со дня
государственной регистрации внесенных изменений в учредительные документы.
Такой же срок( 1 месяц с момента регистрации) установлен и для
открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления
и приватизации[15].
— нарушение
сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда,
предусмотренного в соответствии с законодательством.
Согласно
пункту 42.4 Положения о государственной регистрации и
ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования,
утвержденного Декретом Президента от 16.03.1999 №11, на момент осуществления
государственной регистрации уставный фонд:
—
банков, небанковских кредитно-финансовых
организаций, акционерных обществ, унитарных предприятий, основанных на
праве хозяйственного ведения, за исключением унитарных предприятий сроки
формирования минимального размера уставного фонда которых
устанавливается Правительством,- должен быть сформирован полностью;
—
полных и коммандитных товариществ, обществ с
ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью –
должен быть внесен не менее чем на половину;
—
производственных кооперативов(в том числе
сельскохозяйственных производственных кооперативов),
крестьянских(фермерских) хозяйств – должен быть внесен не менее чем на
10%.
Оставшаяся часть
уставного фонда указанных юридических лиц должна быть внесена в
течение года со дня государственной регистрации[10].
Контроль за
формированием уставного фонда осуществляют инспекции Государственного
налогового комитета.
— неосуществления
предусмотренной учредительными документами предпринимательской
деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой
организацией регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах
неосуществления такой деятельности[10].
Регистрирующий
орган также вправе вынести решение о ликвидации юридического лица,
если имеются соответствующие основания, указанные в пункте 41.3
Положения о государственной регистрации и ликвидации(прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента
РБ №11:
·
нарушение сроков и порядка формирования
минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с
законодательством;
·
неосуществление предпринимательской деятельности
в течение 6 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией
налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой
деятельности;
·
препятствие собственником имущества частного
унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое
помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами.
При наличии
указанных выше оснований представление о ликвидации регистрирующему
органу(а в отношении организаций с иностранными инвестициями – заявление
в хозяйственный суд) могут направлять органы: Комитета государственного
контроля; Государственного налогового комитета; Государственного комитета
финансовых расследований – и иные уполномоченные органы(прокуратуры,
внутренних дел, Министерства статистики и анализа, Комитета
государственной безопасности)[10].
Регистрирующий
орган обязан согласовывать ликвидацию коммерческих организаций,
акции(доли) которой находятся в государственной собственности, с
республиканским органом государственного управления или местным
исполнительным и распорядительным органом, уполномоченным управлять
соответствующим государственным имуществом [10].
Примечательно,
что российский законодатель несколько по-иному регулирует вопросы
ликвидации юридического лица,В частности, ГК РФ в статье 61 четко
определяет, что «юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его
учредителей(участников) либо органа юридического лица,
уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в
связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с
достижением цели, ради которой оно создано;
по решению
суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений
закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо
осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными
нарушениями закона или иных правовых актов, либо при
систематическом осуществлении общественной или религиозной
организацией(объединением), благотворительным или иным фондом
деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом» [2].
Таким образом, в
российском законодательстве отсутствует возможность ликвидации
юридического лица по решению регистрирующего органа,Сложно определить,
какой из подходов – белорусский или русский — более обоснован,Думаю,
каждый из законодателей сделал свой выбор, исходя из целого ряда
причин,Дело в том, что в РФ дела о ликвидации юридических лиц
рассматриваются преимущественно арбитражными судами,В РБ такие дела
подсудны хозяйственным судам, которые на сегодняшний день находятся в тяжелом
положении ввиду огромного количества дел, подлежащих рассмотрению»