А.И.Казанник, Омский государственный университет, кафедра государственногои муниципального права
Вавилонский Талмуд, в отличие, скажем, от Судебника Хамурапи, законодательно оформил разветвленную систему наказаний за совершение преступлений. Применялись следующие их виды: смертная казнь, телесные наказания, имущественные наказания, лишение свободы, насильственный разрыв привычных родственных и общинных связей осужденного.
В Вавилонском Талмуде названы четыре вида смертной казни: удушение, отсечение головы мечом, сожжение, сбрасывание на камни.
Удушение считалось самым легким видом смертной казни. Ее суть заключалась в том, что кусок полотна оборачивался вокруг шеи осужденного и два свидетеля преступления или специально назначенные лица тянули концы полотна в разные стороны. Эта смертная казнь назначалась судом за такие преступления, как: нанесение побоев отцу или матери, а равно причинение им телесных повреждений; захват или похищение еврея с целью получения выкупа, его продажа либо принуждение к рабскому труду; вступление в половую связь с замужней женщиной (прелюбодеяние); супружеская измена мужу без умысла опорочить его перед евреями; объявление себя без законных на то оснований пророком; проклятие отца или матери с упоминанием Всевышнего; обучение и дача практических советов евреям, противоречащих решению Верховного суда, тем Мудрецом, который принимал участие в его заседании; отрицание решения Верховного суда, заседания которого проходили в Храме.
Смертная казнь через отсечение головы мечом применялась за умышленное убийство человека, не состоявшего в родственных отношениях с осужденным. Приговоренного к смертной казни ставили на колени, связывали руки за спиной, и палач ударом по шее мечом отсекал голову.
Термин "сожжение", который встречается в тексте Вавилонского Талмуда, носит весьма условный характер. Его ни в коей мере нельзя понимать как сожжение на костре человека, что так широко практиковалось в средневековье, в годы разгула священной инквизиции. Эта смертная казнь осуществлялась путем заливания в горло осужденному расплавленного свинца. Она назначалась судом за вступление в половые отношения с матерью жены, за измену дочерью священника своему жениху в период обручения.
Самым тяжелым и мучительным видом смертной казни древнееврейские Мудрецы считали сбрасывание человека на камни. Наказание назначалось судом почти за все виды преступлений против основных заповедей религии, общественной нравственности и ритуальной чистоты. В числе этих преступлений можно выделить: оскорбление царя; богохульство; вступление в половую связь о матерью, женой или невесткой; мужеложество; использование животных для удовлетворения своих половых потребностей; вступление в половую связь с обрученной девушкой; супружеская измена жены с целью опорочить своего мужа; неоднократное проклятие отца или матери с упоминанием имени Всевышнего; неповиновение сына отцу; совершение акта идолопоклонства или служение Молоху; склонение одного еврея к идолопоклонству или подстрекательство к идолопоклонству многих; гадание по костям или предсказание судьбы; колдовство.
Судебные приговоры по этой категории уголовных дел исполнялись за чертой города, при участии толпы народа. Казнь совершалась следующим образом: осужденного ставили на высоте в два человеческих роста и сталкивали спиной на камни. Если он оставался жив, то два свидетеля преступления бросали ему на грудь тяжелый камень, который они с трудом могли поднять. Если же виновный не умирал и после этого, то его забрасывали камнями все присутствующие. тела казненных вывешивали на людном месте, и они висели до захода солнца.
При вынесении судом обвинительного приговора за скотоложество точно таким же способом умертвлялось и животное, чтобы оно "не напоминало своим видом о столь отвратительном преступлении".
За менее тяжкие преступления Вавилонский Талмуд предусматривал только один вид телесных наказаний — "удары". Это наказание назначалось судом в трех случаях:
1. Когда галаха Талмуда прямо предусматривает данную меру ответственности за конкретное преступление. Так, самой Торой определено наказание в виде ударов за огульное обвинение мужем своей жены в прелюбодеянии (Дварим 22:13-19). По решению суда ответственность несет муж, оклеветавший свою жену.
2. Если в Торе приводится запрет, но не указывается наказание за его нарушение, это означает, что наказанием являются удары. С помощью такой законодательной техники сформулирована галаха Торы: "Не бери птицу вместе с птенцами" (Дварим 22:6).
3. В целях поддержания порядка в обществе древнееврейские Мудрецы могли самостоятельно устанавливать наказание в виде ударов за определенные преступления. По решению Мудрецов ударами наказывались лица, виновные в совершении таких преступлений, как вступление в половую связь с нееврейкой, нарушение их собственных постановлений, отступление от клятвы, проявление неуважения к суду.
Если в решении Мудрецов не указывались конкретные виды наказаний за установленные преступления, то подразумевались именно удары ремнем, поскольку в силу своей компетенции они не могли предусматривать иные меры уголовной ответственности.
Человека, приговоренного судом к данному наказанию, привязывали к столбу и наносили ему удары кожаным кнутом до тех пор, пока нарушитель не брал на себя обязательство впредь не переступать законпревышать тридцати девяти (Дварим 25:3).
Самым распространенным видом наказаний по Талмуду были имущественные наказания. Они устанавливались кратным размером стоимости похищенного или уничтоженного имущества и включали в себя как возмещение вреда, так и штраф. Низшим размером наказания была двойная стоимость имущества, высшим — пятикратная.
различные наказания имущественного характера назначались за все преступления против собственности. Однако в Талмуде имеется и одно исключение: штрафом в сумме равной пятикратной стоимости наказывается изнасилование незамужней женщины.
Вавилонский Талмуд в качестве самостоятельного вида наказания предусматривает лишение свободы. Наказание исполнялось путем помещения осужденного в "карцер, то есть в тесную камеру с низким потолком".
В карцер пожизненно водворяли лиц, совершивших тяжкие преступления, наказуемые смертной казнью. Это наказание применялось в том случае, когда из показаний свидетелей было ясно, что тяжкое преступление совершено умышленно, однако какие-либо причины препятствовали вынесению судом смертного приговора (например, потерпевший не предупредил о запрете Торы). Такое наказание применялось и в случае повторного совершения менее тяжкого преступления (Дварим 13:6, 17:7, 19:9). В Талмуде предусмотрены наказания за некоторые преступления, связанные с насильственным разрывом привычных родственных и общинных связей осужденного. Среди них наиболее часто применялось "отстранение". Оно преследовало цель заставить человека, допускающего незначительные нарушения Талмуда, подчиниться закону и строго следовать его предписаниям.
"Отстраненный" человек не имел права носить кожаную обувь и стричь волосы. К нему запрещалось подходить ближе, чем на четыре локтя. Если после этого наказания человек не менял свое более суровому наказанию: изгнанию из общины. последний вид наказания применялся по решению суда не только в отношении к неисправимому "отстраненному", но и за убийство на почве кровной мести, за случайное убийство или убийство по ошибке. Осужденный должен был находиться в одном из шести городов-убежищ, определенных по приговору суда, до смерти Первосвященника, при котором он совершил преступление. После смерти Первосвященника он возвращался домой (Бе Мидбар 35:2-8).
Характерной особенностью Вавилонского Талмуда является то, что в нем установлена система "наказаний Небес". Эти наказания не назначались судом и не приводились в исполнение светскими и религиозными властями, а снисходили с Небес. В трактате Критон перечислены тридцать шесть видов преступлений, за совершение которых якобы неизбежно последуют "наказания Небес". В их числе названы преступления против веры предков и ритуальной чистоты, а также все наиболее тяжкие виды преступлений, за совершение которых полагается смертная казнь. За последнюю категорию преступлений могло наступить "наказание Небес" в случае, когда суд по какой-то причине не мог изобличить виновного или установить обстоятельства, позволяющие вынести смертный приговор. Наказание Небес предполагало отсечение по воле Всевышнего "от источника жизни" виновного лица преждевременную или (и) неожиданную смерть; бездетность и смерть потомства; отсечение души в Будущем Мире.
В религиозной стране "наказание Небес" оказывало серьезное психологическое воздействие на население, на состояние и динамику преступности. Лицо, избежавшее уголовной ответственности за тяжкое преступление, всю оставшуюся жизнь находилось под угрозой "наказания Небес", связывая все свои неудачи с нарушением законов Торы.
Таким образом, Талмуд стал одним из первых сводов законов древнего Востока, составители которого при разработке системы наказаний решительно отказались от принципа Талиона — "око за око, зуб за зуб". несмотря на некоторую мистическую окраску, все виды наказаний закреплены с учетом общественной опасности преступлений, смягчающих и отягощающих обстоятельств, формы вины лица, нарушившего законы Торы.