Маслов Кирилл Андреевич
Материал к семинару по истории государства и права зарубежных стран.
1. Права и свободы афинян
Статус полноправного гражданина (те лица, у которых, оба родителя были гражданами Афин. По достижении 18 лет дети коренных жителей полиса зачислялись в списки членов дема) Афин предполагал совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на территории полиса и экономическую помощь государства в случае материальных затруднений. Кроме того афинские граждане обладали правом носить оружие, служить в ополчении, правом принимать участие в делах государства — в работе Народного собрания, Совета пятисот, выборных органов. Как уже говорилось выше, правом быть избранным обладали все граждане полиса. Фукидид, характеризуя основные черты афинской демократии, замечал, что “скромность звания не служит бедняку препятствием к деятель, если только он может оказать какую-либо услугу государству.” Имущественным цензом ограничивалось лишь избрание на финансовые должности, т.к. в случае растраты виновные должны были уплатить высокие штрафы из своих собственных средств. В число особых привилегий полноправных граждан Афин входило почитание и защита отечественных богов, участие в общественных празднествах, защита и покровительство афинских законов. Обязанности граждан Афин заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах — приходить на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни. “Только мы одни считаем, — писал Фукидид, — не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности”. Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина Афин. За совершение преступления гражданин мог быть ограничен в правах, т.е. – подвергнуться бесчестью. Метеки — проживающие в Афинах чужеземцы, в числе которых были как более, так и менее зажиточные лица — обладали ограниченной правоспособностью: в частности, они не могли приобретать в собственность землю и другую недвижимость, участвовать в работе Народного собрания, избираться на должности. Браки метеков с гражданами Афин считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата — посредника между метеками и правительственными учреждениями. В то же время с метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли и ряд других повинностей. Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, были абсолютно бесправными членами древнегреческого государства. Труд рабов широко использовался в сельском хозяйстве, в работах по дому, в ремесленных мастерских, в горном деле, морских перевозках, строительстве и пр. основной контингент афинских рабов в V в. до н.э. составляли люди негреческого происхождения — фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п. зачастую рабов сдавали в аренду, получая плату за их труд. Наиболее деловитых и сообразительных рабов господа нередко поселяли отдельно — выделяли им самостоятельное хозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяину определенную ренту — оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день — средства, на которые можно было прокормить семью из 2-3 человек. В Афинах в законодательном порядке запрещалось беспричинно убивать рабов, истязать их, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию. “Очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, — писал по этому поводу Ксенофонт, — и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится.” однако, перечисленные обстоятельства ничего не меняли в правовом положении рабов, которые в сознании свободных граждан полиса оставались лишь вещью, находящейся в полной власти хозяина. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Лишь за государственными рабами признавалось Право иметь собственность и располагать ею. Встречались случаи отпуска рабов на волю, либо их выкупа. Вольноотпущенные рабы по своему социальному положению приравнивались к метекам. Помимо метеков и рабов из политической и общественной жизни афинского государства были полностью исключены женщины.
2. Народное собрание.
2.1.Состав.
Участниками собрания могли быть все полноправные граждане мужского пола старше 20 лет, внесенные в списки тех демов, где они постоянно проживали, независимо от их имущественного положения и рода занятий. однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Однако уже в конце V века до н.э. за посещение Народных собраний простые граждане Афин стали получать вознаграждение: сначала в размере обола, а затем — трех оболов. Что соответствовало средней заработной плате афинского ремесленника за день.
Это сделало возможным участие в Народных собраниях широких масс населения, в том числе — малоимущего.
Рабы, метэки (поселившиеся в Афинах иностранцы), женщины (даже свободные) политических прав не имели и потому в народных собраниях не участвовали. Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30-40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3-5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда
2.2 Порядок деятель.
Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы.
Одно из собраний каждого месяца считалось главным: на нем проверялась деятельность должностных лиц, решались вопросы о снабжении города продовольствием и др. Главное собрание шестого месяца решало вопрос об остракизме. Собрания проходили в театре или на городской площади. Начинались они рано утром и продолжались в течение всего светового дня. Если решение вопроса затягивалось, собрание могло быть продолжено на следующий день.
В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел Право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании.
Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. время выступления в народном собрании не ограничивалось; оратору лишь воспрещалось повторяться, уклоняться от темы, допускать оскорбительные выражения — за эти нарушения председатель собрания мог оштрафовать выступающего на 50 драхм. Ораторское мастерство считалось одним из неотъемлемых качеств государственного деятеля. В реальной жизни главную роль в собрании играли профессиональные политики (демагоги), выражающие интересы. Участие в деятель Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. правящих верхов. Обсуждение законопроекта заканчивалось голосованием путем поднятия рук {хейротония). По окончании подачи голосов председатель объявлял результаты голосования. Принятое решение записывалось и сдавалось на хранение в архив. Наиболее важные решения вырезались на деревянных досках или каменных плитах и выставлялись в акрополе. Закрытое голосование (посредством глиняных черепков, цветных камешков, бобов черного и белого цвета и т.п.) проводилось при вынесении судебных приговоров, а также при решении вопроса об остракизме.
2.3.Компетенция
Главная функция народных собраний — законода. В компетенции собрания было рассмотрение любых вопросов — от международных дел до частных просьб. здесь принимались государственные законы, рассматривались вопросы войны и мира с иностранными державами, избирались должностные лица и заслушивались их отчеты, решались проблемы использования государственных имуществ (земель и рудников), решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием молодежи, даровались гражданские права иностранцам и т.д.
Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган "хранителей законов", наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства. Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт "жалобы на противозаконие" оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, Право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.
Акты собрания подразделялись на законы, создающие общие нормы, и на постановления, касающиеся частных вопросов (псефизмы}. В работе собрания мог принимать участие каждый из присутствующих. Автор законопроекта (а им формально мог быть любой афинский гражданин) нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни) в тех случаях, когда его предложение признавалось противозаконным. Обвинение в противозаконности нового постановления ( «жалоба на противозаконно») мог выдвинуть любой гражданин в течение целого года после принятия этого документа. Сами афиняне считали это Право одним из фундаментальных устоев своей государственности, поскольку оно сводило на-нет всякие попытки ревизии афинской конституции в антидемократическом духе.
2.4 Остракизм (греч. ostrakismós, от óstrakon — черепок).
В общем виде определение остракизма можно сформулировать следующим образов: это форма узаконенного изгнания(обычно на 10 лет), посредством голосования граждан в народном собрании черепками, преследующая цель не наказания за определенный проступок, а устранения отдельного гражданина, чье присутствие в государстве являлось политически опасным или нежелательным . К условиям существования афинского полиса V в. до н.э. полностью применимо положение К.Маркса, которое характеризует классовую борьбу между гражданами: "… классовая борьба происходила лишь внутри привилегированного меньшинства, между свободными богачами и свободными бедняками, тогда как огромная производительная масса населения, рабы, служила лишь пассивным пьедесталом для этих борцов". Оказывая заметное влияние как на социально-политическую борьбу, так и на расстановку политических сил в Афинах в целом, действие закона об остракизме совпало с персидской агрессией, "пятидесятилетием", расцветом афинской рабовладельческой демократии и первой половиной Пелопоннесской войны.
Период расцвета классической цивилизации венского государства быв. связан не только с блестящими достижениями в области материальной и духовной жизни, но и с могучим по своей разрушительной силе все более нарастающим и крепнущим противоречием между полисным к личностным началами. Будучи выражением коллективной воли граждан полиса, решения оcтракофории (процесса голосования черепками) имели силу общеобязательного закона. В этом проявлялся важнейший политический принцип» лежащий в основе полисной организации, — принцип подчинения меньшинства большинству, личности-коллективу. Любой афинянин, занимавший самое высокое положенно в общине, мог оказаться за пределами Аттики практически без особой вины о его стороны, лить на том основания, что этого желало определенное большинство его сограждан. Таким образом, изгнание остракизмом — убедительный пример реализации полисом права верховного контроля над поведением и судьбой отдельных граждан.
3. Законотворческий процесс.
3.1 Законотворческая инициатива.
Законотворческая инициатива принадлежала Народному собранию. предложения о принятии новых законов вносились на первом собрании года. Каждый участник народного собрания мог выступать и вносить проекты законов. Автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни) в тех случаях, когда его предложение признавалось противозаконным. Обвинение в противозаконности нового постановления мог выдвинуть любой гражданин в течение целого года после принятия этого документа. Если собрание соглашалось с предложением, то его автор должен был представить в Совет 500 законопроект(текст законопроекта одновременно выставлялся на площади для всеобщего обозрения).
3.2 Обсуждение законопроекта.
Законопроект разработанный в Народном Собрании рассматривался в Совет 500, который давал законопроекту по законопроекту. Голосование по закону производилось поднятием руки. Таким образом совет направлял деятельность Народного собрания.
3.3 Принятие закона
Вместе с заключением Совета 500 проект поступал на обсуждение третьего народного собрания года. Если собрание одобряло законопроект, то он направлялся в гелиэю для окончательного утверждения. Гелиэя обладала правом отвергать законопроекты принятые народным собранием.
4. Должностные лица в политической жизни Афин:
4.1 Система государственных органов и их компетенция
4.1.1 Совет 500(буле)
Важную роль в системе государственных органов играл и Совет 500 (булэ). Будучи одним из основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался он посредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил — территориальных округов полиса. В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления. кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота. Совет 500 производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел Право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе. Повседневными делами афинского государства руководила непосредственно одна десятая часть Совета — т.е. одна фила. Дежурство и срок дежурства десятой части Совета (филы) называлось одной пританией. "Обязанности пританов, — как пишет об этом Аристотель, — исполняют каждая из фил по очереди. первые четыре — по 36 дней каждая, а следующие шесть — по 35 дней каждая." В обязанности пританов входило собирать Совет и народ: Совет — ежедневно, а Народные собрания — 4 раза в каждую пританию. Пританы путем жеребьевки каждый день избирали из своей среды председателя, который затем возглавлял и работу Народного собрания. Заседания Совета происходили ежедневно, кроме неприсутственных дней. Срок полномочий членов Совета — 1 год, по истечении которого они должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось лишь через несколько лет и только 1 раз. Членам Совета выплачивалось жалованье в размере 5-6 оболов. В системе государственных органов Афин V в. до н.э. сохранялся и ареопаг, в который входили представители афинской аристократии путем кооптации на пожизненный срок. Ареопаг наблюдал за состоянием общественных нравов и выступал в качестве судебной инстанции по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний.
4.1.2 Коллегия стратегов
Коллегия 10 стратегов, избираемая народным собранием путем открытого голосования (первоначально по одному человеку от каждой филы, а впоследствии от всего населения), была органом высшего руководства вооруженными силами. Во время войны верховное командование вручалось одному из стратегов (по выбору народного собрания), в мирное время стратеги обладали равными правами. Кроме чисто военных функций (набор войска, командование воинскими формированиями, руководство пограничными гарнизонами), стратегам могли быть поручены и другие дела, касающиеся внешней и внутренней безопасности государства (распоряжение средствами, выделяемыми на армию и флот, сбор чрезвычайных военных налогов, заключение перемирий, руководство доставкой продовольствия в Афины, председательствование в судах по делам о воинских преступлениях и т.д.). Стратеги имели право требовать созыва внеочередных народных собраний для принятия каких-либо неотложных мер. Были случаи, когда одному или нескольким стратегам в чрезвычайном порядке вручалась вся полнота власти, т.е. возможность решать все дела без согласования с народным собранием и Советом 500 (такая должность называлась стратег-автократор). Да и в мирное время стратеги не давали отчетов народному собранию, а отвечали перед ним только в случае совершения уголовного преступления. Должность стратега не оплачивалась, поэтому ее могли исполнять только лица, имевшие недвижимость; необходимым условием было и состояние в браке. Кроме того, эту должность можно было занимать несколько сроков подряд. Примером может служить политическая карьера Перикла — он замещал должность стратега свыше 15 лет (444 — 429 гг. до н.э.). являясь фактически главой государства.
4.1.3 Коллегия архонтов.
Коллегия архонтов состояла из 9 человек и избиралась по жребию из числа кандидатов, предложенных филами. Как единое целое коллегия архонтов выступала редко (например, при проверке должностных лиц); внутри коллегии существовало распределение обязанностей. Первый архонт (эпоним) ведал предварительным рассмотрением жалоб и споров по семейным и наследственным делам; после передачи этих дел в Суд он председательствовал при их разбирательстве. именем первого архонта назывался очередной год афинского летоисчисления. Второй архонт {базилевс] ведал религиозными делами, следил за нравственностью служителей культа. Третий архонт {полемарх} ведал делами вольноотпущенников и метэков, рассматривал их споры с гражданами. Остальные шесть архонтов (фесмофеты) ведали делами гелиэии и других судов: подготовляли дела к слушанию, проводили жеребьевку для определения состава судей, назначали день заседаний, председательствовали в дикастериях и т.д. важнейшая обязанность фесмофетов — ежегодные доклады народному собранию о противоречиях и пробелах в действующем праве с предложениями по их устранению. Фесмофеты принимали жалобы на злоупотребления должностных лиц и ставили вопрос об их смещении.
Существовало еще множество других должностных лиц (всего, по словам Аристотеля, около 700), ведавших казной, управлявших государственным имуществом, наблюдавших за санитарным состоянием города и правилами торговли, отвечавших за нравственность граждан, обучавших молодежь военному делу и т.д. Соответствующие должностные лица были также в филах и демах. Кроме того, значительное число чиновников действовало за пределами Афин в составе различных миссий — они управляли делами обширной Афинской державы с многомиллионным населением.
4.1.4 Гелиэя.
Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган — гелиэя, которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества. Гелиэя состояла из 6 тысяч человек, ежегодно избиравшихся архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой филы. В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств. Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. огромный политический вес этому органу придавало прежде всего его участие в охране конституции и законодательства. кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, Суд диэтетов, коллегия 40. Таким образом, по свидетельству Аристотеля, практически все должности, "входящие в круг обычного управления", в Афинах были выборными. Кандидаты на них избирались по жребию, за исключением должностей военных, а также "казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов", которых избирали "поднятием рук".
4.2 Принципы деятель должностных лиц.
Государственный аппарат Афинского полиса был довольно многочисленным и разветвленным. Однако ему не были свойственны те черты строжайшей централизации и бюрократизма, которые составляли квалифицирующий признак древневосточных деспотий. Вся система формирования и функционирования государственных органов Афин строилась на определенных демократических принципах, важнейшими среди которых были следующие:
• выборность (открытым голосованием или по жребию).
• краткосрочность (как правило, на 1 год),
• коллегиальность (при равноправии членов коллегии),
•недопущение совмещения должностей или занятия одной должности в течение двух сроков подряд,
• обязательная проверка лиц, вступавших в должность,
• возмездность (оплата должностей, а также службы в армии или на флоте),
• подотчетность (перед Советом 500, или гелиэей, в т.ч. с представлением финансовых отчетов).
Отмеченные принципы — яркое свидетельство подлинно демократического характера республиканского строя Афинского государства. Имевшие место исключения касались только отдельных служб (например, принципы формирования и функционирования высших органов военного ведомства не соответствовали второму, третьему, четвертому и шестому из перечисленных пунктов) и принципиально не меняли общей картины.
значительного уровня развития достигли и те органы, которые принято относить к разряду карательных.