Главная » Юридические науки » Право » Учебная работа. Шпаргалка: Административное право как отрасль права и как наука

Учебная работа. Шпаргалка: Административное право как отрасль права и как наука

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

АДМИНИСТРАТИВНОЕ Право КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И КАК НАУКА

Государственное управление

Государственное управление —
разновидность социал
ьного управления, подзаконная деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера по реализации единой государственной власти.

Органы государственного управления
(субъекты государственного управления) — государственные органы, осуществляющие управленческую деятельность в рамках государственного управления.

Исполнительные органы
— субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур).

Исполнительная государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви.

Органы государственного управления
(субъекты государственного управления) — государственные органы, осуществляющие управленческую деятельность в рамках государственного управления.

Исполнительные органы
— субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур).

Предмет и метод административного права

Общественные отношения, регулируемые административным правом

Административное Право
— отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционирован
ием системы
исполнительной власти на всех национально-государственных и терри
ториальных уровнях Российской Федерации такого рода отношения, многообразные по своему права

— общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды.

а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г)
между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их ор
ганизационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д)
между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е)
между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и •
учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з)
между субъектами исполнител
ьной власти и гражданами.

Административное Право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятель).

Система административного права и его принципы

Система административного права
это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты. Нормы административного права по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы, регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для всего управления эти нормы составляют первую (общую) часть, нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления, они составляют вторую (особенную) часть, и нормы, регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной
деятель, составляющие третью часть).

Принципы административного права,
т.е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

— демократизм нормотворчества
и реализации права

— равенство граждан перед законом и правоприменителем

взаимная ответственность государства и личности

— федерализм

— гуманизм

Законность

Источники административного права

Источники административного права — это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах.

Источниками административного права
являются акты государственных органов (законы и подз
аконные акты), в которых содержатся нормы административного права. Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников юридических норм.

К источникам административного права относятся:

— законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе россии, конституционные законы, кодексы, федеральные законы)

— постановления государственной Думы и постановления Совета Федерации

— акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов федерации

понятие, структура и виды административно-правовых норм

Норма административного права,
как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Административно-правовая норма
— это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Виды административно-правовых норм:

материальные и процессуальные

— обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные

— общероссийские, территориальные, межтерриториальные и местные

— срочные и бессрочные

Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъектом административно-правового отношения
называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Субъектами административно-правовых отношений являются:

— граждане россии

— иностранные граждане и лица без гражданства

государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации

— общественные (негосударственные) объединения

— служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений

— представители общественных формирований, наделенные ад
министративными обязанностями и правами

Объект административно-правового отношения
— это то, по поводу чего возникает правоотношение -действие, поведение субъекта права.

Юридические факты
являются основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, т.е. это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы :

1 )
отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения)
;

2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).

Наука административного права исследует:

— правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;

— правовой статус органов государственного управления;

— правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;

— административно-правовой статус государственных и общественных служащих;

— правовые формы и методы управления;

способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

— административный процесс и его виды;

— системы общего, отраслевого и межтерриториального управления и регулирование управления в указанныхсистемах нормами административного права;

— административно-юррисдикционную деятельность государства.

СУБЪ
ЕКТЫ
АД
МИНИС
ТРАТИВНОГО права РОССИ
ЙСКОЙ Ф
ЕДЕРАЦИИ

Понятие
и сис
те
ма с
убъе
ктов административ
ного права

Подс
убъе
ктом административ
ного права

понимается фи
зическо
е лицо ил
и организация, к
оторые в соответствии с действующим законодате
льс
твом Российской Федерации мог
ут быть учас
тниками (с
торонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отнош
ений. Круг таких субъ
ектов
многообразен. главное, что объ
единяет их — это то, что они обладают особым юридическим качеств
ом, а именно административной правоспособностью.

Административная
правоспособность
— проявление общей правоспособност
и. т.е
. установ
ленной и охраняе
мой государс
твом правовыми нормами возможности данного субъ
екта (граж
данина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отнош
ения. Это — с
пособность приобретать соответствующий комплекс юридических обяз
анностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Субъекты административно
го права могут быть индивидуальными и коллективными.

Административная правоспособность гражданина —
способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная дееспособность гражданина
— способность гражданина РФ с
воими
личными де
йств
ия
ми р
еализов
ать
свои
права
и осуществл
ять
свои об
язанности
в сфере исполнител
ьной власти. В полном объеме наступает в 16 лет.

Ад
министративно-правовые гарантии прав граждан

Организационно-правовые гарантии прав граждан —
судебная защита, контрольная деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления,
деятельность комиссии по правам человека,
деятельность профсоюзов, право граждан на необходимую оборону.

Административно-правовой статус иностранных граждан

и лиц без гражданства

Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этим определенные правовые последствия. иностранные граждане, постоянно проживающие на территории российской федерации, граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел. Временно пребывающие иностранные граждане, находящиеся на территории Российской федерации на ином законном основании. постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).

Поня
тие
и административно-правовой статус

ор
га
нов и
сполнительной
влас
ти

Орга
н ис
пол
ните
льной власти
(орга
н государстве
нного упра
вления,
адми
нис
трации) — ц
елостное,
струк
турно оформленное
самостоя
тел
ьное социальное образование,
обла
да
ющее
функциональной самостоя
те
льностью и осуществляющее
ис
полнительную деятельность в
сфере
госуда
рс
тве
нного упра
вле
нии.

комп

етенция
ор
гана ис
полните
ль
ной

власти — сис
те
ма полномочий этого органа по осущес
твлению исполнительной власти
права и обяз
анност
и по выполнению з
акрепле
нных за
ним функций.

В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти:

— федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации -республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Понятие
, виды
и админ
истра
ти
вн
о правовой статус

органов местного самоуправле
ния

Ме
стное
самоуправ
ле
ние
— это организаци
онная форма осуще
ствления населением власти на мес
тах
, ко
то
рая призвана обеспечивать самостоятельное решени
е гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города
, сел
ьск
ого поселения и др.), вопросов ме
стного значения, исходя из интересов населе
ния
, его исторических и иных местных традиций.

Органы ме
стного самоупра
вл
ения


муниципальные
о
бразования, реш
ающие в рамках своей территории вопросы местного значения, осуществляя при этом функции управленческого характера.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Формы осуществления местного самоуправления:
местный обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

понятие государственной службы, служащего и должности

Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле —
трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате).

посредством государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими, т.е. лицами, занимающими в установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, на предприятии, в учреждении и иной государственной организации.

Государственная должность государственной службы —
должность в аппарате государственного органа, отнесенная законом по своей категории к государственной службе.

Классификация государственных служащих

По государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства, их труд носит организационный, управленческий характер; служащих государственных предприятий, учреждений, организаций, деятельность которых характеризуется организацией, соответственно, производственных процессов, социально-культурной и иной деятельности.

Прохождение государственной службы
— это система юридических факторов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений:

— прием (зачисление) на государственную службу

— аттестация государственных служащих

— перемещение по службе

— стимулирование служебной деятель служащих

— ответственность государственных служащих

— прекращение государственной службы

Ответственность государственных служащих
— виды юридической ответственности, применяемые к государственным служащим — дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.

общественные ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИХ СЛУЖАЩИЕ

Общественное объедине
ние —

добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Виды общественных объединений.

— общественная организация

общественное движение

— общественный фонд

— общественное учреждение

орган общественной самодеятельности

Учебная работа. Шпаргалка: Административное право как отрасль права и как наука