Елин Владимир Александрович
От Сингапура до Америки.
Как известно, на сегодня в мире существуют несколько прогрессивных моделей взаимодействия бизнеса и таможни. Из них наиболее разработанных, апробированных и внедренных моделей взаимодействия бизнеса и таможни, можно выделить три. Это Сингапурская , Шведская и американская модели взаимодействия, работающие по принципу "единого окна". По оценкам зарубежный экспертов, внедрение этих моделей способствовало росту на 20% ВВП экономикам этих государств.
Сингапурская модель. кратко.
В Сингапуре как всё гениальное просто, там работает система единого окна. Всё взаимодействие участников ВЭД происходит через уполномоченный государственный орган, и в дальнейшем информация направляется в таможенные органы, ветеринарную и санитарную службы, налоговую и банковскую системы государства. Электронное декларирование работает там на все 100%.
Шведская модель. кратко.
В Швеции все взаимодействия участников ВЭД происходят немного по- другому, чем в Сингапуре, а именно, через таможенную службу государства. В Швеции, так же организованна система единого окна. Все сведенья от участников ВЭД консолидируются там через таможенный орган, а затем по необходимости направляются в другие государственные органы, как службы ветеринарного и фитосанитарного контроля, налоговую и банковскую системы. В Швеции решён вопрос по отправке грузовой таможенной декларации грузоперевозчиком при помощи SMS сообщения.
американская модель. Кратко не получится.
В Соединенных Штатах Америки взаимодействие бизнеса и таможни принципиально похожи на две предыдущие модели, то есть организованно по системе единого окна, но со своей спецификой.
рассмотрим, как у партнеров по перезагрузке за океаном происходит это взаимодействие. Но с начало немного истории.
В 1995 году перед таможней США была поставлена задача по модернизации её системы взаимодействия с бизнесом по следующим направлениям (2):
создание единого федерального пространства сбора, накопления и анализа таможенной информации;
обеспечение надежной защиты государственных интересов, осуществление эффективного контроля над ввозом и вывозом товаров;
организация единого центра управления финансами таможни;
ускорение выполнения всех процессов для снижения затрат на проведение таможенных процедур и повышения эффективности работы таможенных органов;
достижение лидирующей роли США в области международной торговли.
И вот что сегодня представляет таможенная система США. Это практически 100% электронное декларирование, при полном электронном описании товара. Давно решен вопрос на законодательном уровне об одинаковой ответственности по бумажным и электронным декларациям. Но бумажные декларации всё же принимаются таможней США, хотя это сегодня больше архаизм. Примерно 60% товаров в США оформляются на государственной границе США (как сказали бы сейчас в России). И примерно 40 % внешнеторговых грузов очищается внутри страны, по желанию получателей грузов, то есть участников ВЭД. (Для справки, у нас до 90 % участников ВЭД хотят направить для таможенного оформления на границу РФ!). Оформление происходит через таможенных брокеров имеющих соответствующую лицензию. Сам таможенный контроль и принятие решения таможенным органом США производится следующим образом (1):
первый и основной уровень таможенного контроля полностью автоматизирован и происходит без вмешательства человека, централизованно;
второй уровень вспомогательный и дает возможность детализировать первый уровень контроля по рекомендации местного таможенного органа;
процесс основного таможенного контроля заключается в проведении тщательного компьютерного анализа электронной информации по товарам, ввозимым в США;
первая селекция по видам грузов происходит с помощью специальной системы компьютерного контроля для сортировки товара на две группы:
на товары, чувствительные для интересов государства;
на товары, менее чувствительные для государства;
Критериев для анализа товаров таможенными органами США — 42.
Результатом данного вида контроля может служить принятие одного из следующих решений:
пропуск товара — это товар, к которому не возникло ни каких вопросов. Обычно в течение года оформляется около 78% таких товаров;
документальный контроль — при отсутствии части документов на товар, таких товаров за год бывает около 20%
досмотр — применяется крайне редко, обычно в 1-2% от общего товарного потока.
вторая селекция — это повторный компьютерный анализ всех данных на ввозимый товар, который производится автоматически централизованно в Центре обработки данных таможенной службы США.
Среднее статистическое время производства таможенного контроля товаров в США — 10 минут, хотя по законодательству допускается производить контроль в течении 30 минут.
Система таможенного контроля в США коренным образом отличается от Российской. Её основные цели — создание режима наибольшего благоприятствования для участников ВЭД, что в свою очередь приводит к увеличению поступлений в бюджет, улучшает работу всех секторов экономики, экономит силы и средства деловых людей, оптимизирует численность государственных служащих.
Кстати, "зеленый коридор" по-американски для участников ВЭД позволяет проводить таможенное оформление и таможенный контроль импортной поставки в течении 5-10 секунд.
Часть 2-я. российские таможенные реалии.
Российская модель.
Федеральная таможенная служба РФ строит свою систему взаимодействия бизнеса и таможни при организации таможенного оформления и таможенного контроля следующим образом. Но сначала не много истории. В том же 1995 году, не в пример Америке, у нас в россии повсеместно использовалось 100% бумажное декларирование. Так как другого не было и в помине. конечно, имелись свои АРМы (автоматизированное рабочее место), суть которых больше заключалась в автоматизации рабочего места декларанта. Но это был уже серьезный прогресс по сравнению с тем 1993 годом, когда все 100% наших декларантов работали на пишущих машинках, и губили море дорогих немецких и финских само копирующихся бланков ГТД. Тогда таможня не принимал декларацию, если декларант не попал точно в нудный квадратик с датой или номером злосчастной бумажной ГТД. Да были времена….
И так концепция ФТС РФ по работе с участниками ВЭД строится по факту прибытия товара в пункт пропуска на государственную границу РФ или на соответствующий внутренний СВХ (Склад временного хранения), в зону деятель той или иной таможни.
Таким образом, схема организации таможенного оформления и таможенного контроля в РФ в схематичном варианте строится по принципу: "товар — документы на него — ответственное лицо за документы и за товар — контроль определенной таможни". Все технологии оформления товара, в том числе "с использованием компьютерной обработки информации", являются цепью взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, не стыкующихся друг с другом, а зачастую и противоречащих друг другу, как по времени, так и по месту их производства. процесс оформления разорван на части, а сами части ориентированы на результаты фактического контроля, то есть визуального досмотра. В свою очередь, групповое принятие решения при документальном контроле, идентификационный досмотр, непосредственное участие в процессе оформления многих около таможенных структур приводит к деградации таможенного оформления и таможенного контроля и фактической бесконтрольности. Очень важное значение в процессах таможенного оформления и таможенного контроля в РФ имеет так называемый "человеческий фактор", так как процедуры запутанны и нечеткие, правила устарели, или вообще отсутствуют, то зачастую необходима именно логика человека, что бы принять решение. Применение в таких условиях современных компьютерных технологий для упрощения таможенных формальностей, т.е. что бы компьютерная техника, как в США, принимала решения в полном объеме заменив человека, в российской системе таможенного контроля пока не возможна.(1)
Выводы:
Глубокая модернизация таможен Таможенного Союза поможет увеличить на 20% ВВП стран в него входящих, за счет автоматизированного администрирования.
Заявленная программа по борьбе с коррупцией в странах Таможенного Союза может быть реализована наиболее эффективным образом, отсечением влияния "человеческого фактора" на выпуск товара в свободное обращение, сопровождающегося сегодня систематическими поборами.
Благодаря внедрению современных, автоматизированных средств контроля и технологий обработки внешнеторговых потоков, возможно, значительно оптимизировать количество таможенных офицеров и служб Таможенного Союза, с приведением зарплат оставшихся до международного уровня.
Позволить защитить экономики стран, участниц Таможенного Союза от неконтролируемых, не качественных, контрафактных товаров.
Поднять на высокий уровень защиту интеллектуальных прав в странах ТС, так как все поставки будут учтены наилучшим образом.
И самый главный аспект возможной, коренной модернизации таможенного делопроизводства, это моральный. Таможенникам не будет возможно и нужно от кого-то чего-то требовать в виде денежного вознаграждения. Разве что от компьютера, который и будет принимать решения по 98% операций надлежащего оформления ГТД участниками ВЭД.
Список литературы
К.А.Корняков, "зарубежный опыт таможенного контроля и транспортных средств".
А.Боровский, "новые средства коммуникаций порождают новые формы взаимодействия между людьми и организациями".